Национальный морской рейтинг Украины – 2011. Редакция журнала «Порты Ук­раи­ны» и информационно­ана­ли­ти­чес­кий центр «BlackSeaTrans» сейчас ведут подсчеты результатов. Часть результатов уже известна и публикуется в этом номере журнала. Ос­таль­ные — попадут в мартовский номер «Портов Украины», который выйдет в свет накануне церемонии наг­раж­де­ния победителей.

Итак, уже определены победители в следующих номинациях.

 

«Достижение года­ 2011»

Победитель в этой номинации определяется группой экспертов. По результатам опроса, в котором участвовало 75 экспертов (их полный список опубликован в журнале и на сайте Национального морского рейтинга Украины — www.Ukrainian­Maritime­Rating.com), главным достижением 2011 года на водном транспорте Украины названо начало работы в ноябре 2011 года в контейнерном режиме контейнерного терминала компании «ТИС». Этот терминал был построен еще два года назад, но из­за экономического кризиса, обрушившего контейнерные грузопотоки, работал не по профилю — переваливал зерно, металл, другие грузы. Все это не смутило 25 экспертов, которые посчитали, что вступление в «контейнерный строй» Украины нового мощного терминала (мощность первой очереди — 400 тыс. TEU) заслуживает столь высокой оценки. Эксперты отмечали «последовательную политику «ТИСа» в универсализации своего портового комплекса», «повышение конкурентоспособности украинских терминальных мощностей благодаря росту числа контейнерных терминалов», «открытие еженедельного контейнерного сервиса Maersk Line на терминале «ТИС». Как отметил один из экспертов, «наконец, контейнерный терминал «ТИС» заработал. Достижение договоренности между компаниями «ТИС» и Maersk Line должно принести заметную пользу всей украинской экономике в столь непростое время».

На втором месте в списке самых выдающихся событий на водном транспорте страны в прошлом году — начало портовой реформы в стране (19 голосов). Если бы в ноябре 2011 года Президент Украины не наложил вето на принятый парламентом закон о морских портах Украины, возможно, число голосов за это событие было бы много больше.

Как отметил один из экспертов. «несмотря на то, что закон был ветирован, это очень серьезное событие. Надеюсь, что «2­я серия» закона о портах, который, скорее всего, будет основан на базе этого закона, будет принята в 2012 году». Другой эксперт писал, что «закон должен создать основы для масштабного реформирования всего портового хозяйства страны. Данный закон закладывает принцип свободного формирования цен, что даёт возможность регулировать тарифы и стать более конкурентными на рынке транзитных перевалок». Еще один эксперт отмечал «активизацию процесса принятия закона «О портах», подготовительные мероприятия, проводимые портами в порядке подготовки к реформе портового хозяйства, подготовку постановления КМУ, регулирующего порядок оформления концессии в портах…— в общем, начало реформы на морском транспорте».

На третьем месте с одинаковым числом голосов (по 6) оказались:

а) Рост грузооборота в портах, несмотря на кризис. Эксперты отмечали «возвращение транзита и рост грузооборота портов благодаря более или менее гибкой тарифной политике».

б) Создание Департамента госполитики в области морского и речного транспорта Мининфраструктуры Украины. Эксперты отмечали «создание в составе Министерства инфраструктуры Украины Департамента по вопросам государственной политики в отрасли морского и речного транспорта и назначение на должность его руководителя уважаемого в отрасли профессионала Владимира Севрюкова». Как написал один из экспертов, «надо полагать, что решение стратегических задач по развитию морской отрасли будет ускорено».

в) Создание Морской поисково­спасательной службы. Эксперты отмечали «создание МПСС, как казенного предприятия с определением стабильного небюджетного финансирования».

На четвертом месте (4 голоса) оказалось успешное развитие мощностей компании «Бруклин­Киев».

Помимо этих достижений, набравших наибольшее число голосов, эксперты также отмечали как важнейшие события «развитие морской инфраструктуры морских торговых портов, которое привело к увеличению их пропускной способности», «создание центрального органа исполнительной власти — Го­су­дарст­венной инспекции Украины по безопасности на морском и речном транспорте», «продолжение усилий компании «Нибулон» по развитию речной транспортной инфраструктуры», «положительные сдвиги в развитии государственно­частного партнерства в Украине», «открытие координационного центра по поиску и спасению Мин­инфра­струк­ту­ры», «назначение начальником Одесского порта Ю.Ю. Васькова», «осуществление первого судозахода нового паромного сервиса «Black Sea Express» к специализированному паромному комплексу терминала «ТИС», «перевалку более 10000 TEU в режиме трансшипмента», «успешную систематическую обработку судов типа «кейпсайз», «решение об увеличении глубин в акватории порта Южный, что является стратегическим решением, важным для Украины», «строительство контейнерного терминала на Карантинном молу в г. Одессе».

Эксперты также называли среди важнейших событий прошлого года «выход приказа № 638 от 28.12.2011 года, которым Министерство инфраструктуры Украины установило размеры скидок к граничным аккордным ставкам платы за выполнение погрузочно­разгрузочных работ с транзитными грузами в портах Украины на 2012 год»; «ввод в эксплуатацию построенного Одесской железной дорогой совместно с ООО «Трансинвестсервис» второго главного пути на перегоне от разъезда 18 км до путевого поста 24 км участка Черноморская — Береговая»; «строительство комплекса устройств по размораживанию навалочных грузов в зимний период (двух тепляков) в МТП Южный; «строительство и ввод в эксплуатацию первой очереди зернового элеватора вместимостью 30 тыс. тонн в ДП «Днепропетровский речной порт»; «решения, позволившие вернуть в Ильичевский МТП компанию «Укртрансконтейнер»; «ветирование Президентом закона «О морских портах Украины», как вредоносного для государства»; «безаварийную работу внутренних водных путей»; «смену руководства Ильичевского порта»; «смену руководства Скадовского порта»; «снятие ограничений по экспорту зерна».

 

Неудача года

Наши эксперты отмечали также и самые большие неудачи (ошибки) прошлого года.

На первое место эксперты, как и год назад, поставили кадровую чехарду, особенностью которой в 2011­м
было возбуждение многочисленных уголовных дел против руководителей предприятий и аресты некоторых из них — 34 голоса.

Эксперты отмечали «отсутствие кадровой политики», «уголовные преследования начальников портов», «кадровую нестабильность отрасли», «продолжение кадровой чехарды в руководстве портов и усиление постыдного института «смотрящих», «окончательный развал кадрового потенциала управления отраслью и предприятиями», «криминальное преследование Н.П. Павлюка», «кадровую чехарду с начальниками портов в Крыму», «многочисленные скандалы и уголовные дела против работников портов и связанных с ними организаций», «уголовное преследование руководителей портов по «заказам».

На втором месте среди худших событий года — ликвидация Укр­мор­реч­флота и развал системы управления воднотранспортной отраслью (19 голосов).

Эксперты отмечали «чрезмерно частое реформирование отрасли морского и речного транспорта», «ликвидацию отдельного центрального органа исполнительной власти по управлению морским и речным транспортом», «очень долгую реорганизацию Минтранссвязи в Мининфраструктуры Украины», «разрушение вертикали управления морской и речной отрасли страны, ликвидацию морской администрации Украины», «усугубление ручного управления путем особых форм приватизации в портах Мариуполь, Южный, Ильичевск, Измаил и т.д., список не закончен», «укрепление коррупционных схем в системе отрасли».

На третьем месте среди худших событий — вето на принятый парламентом закон о морских портах Украины (13 голосов).

Эксперты отмечали, что «закон о портах, которого с таким нетерпением ждут инвесторы, так и не был принят», что «вето на принятый Верховной Радой Украины Закон Украины «О морских портах Украины» было сделано, несмотря на то, что все предложения Министерства инфраструктуры Украины были в нем учтены», что порты «при существующих пробелах в правовом поле, регулирующем их деятельность, не могут привлекать достаточные инвестиции для своего развития и обеспечивать конкурентоспособность на рынке Черноморского региона, не могут просто нормально работать».

Помимо этих неудач (ошибок), набравших наибольшее число голосов, эксперты также отмечали как худшие события для отрасли «невиданное обмеление Дуная и остановку работы флота и портов», «ликвидацию Госфлотинспекции», «стабилизацию полного таможенного беспредела, отсутствие каких­либо перспектив его прекращения», «строительство новых причалов, грузовых фронтов в портах без учета необходимости технического развития железной дороги», «шаги к приватизации портов», «продолжение экономического кризиса, влияющего на работу отрасли», «отсутствие юридической базы для развития отрасли», «введение пошлин на экспорт зерна».

 

«Человек года на водном транспорте Украины­ 2011»

В этой номинации победитель также определялся группой из 75 экспертов. Каждый из них имел возможность назвать в любом порядке три фамилии людей, которые, по мнению эксперта, были достойны звания «Человек года» на водном транспорте Украины по итогам 2011 года. То есть всего различные фамилии могли прозвучать 225 раз. Но часть экспертов назвало лишь одну или две кандидатуры. Всего различные фамилии в ответах прозвучали 195 раз. При этом были упомянуты в ответах 39 человек.

В итоге на первом месте оказались два человека, набравшие по 27 голосов, — начальник Одесского порта Юрий Васьков и почетный президент Одесского порта Николай Павлюк, который уже восьмой раз подряд (все годы, во время которых проводились опросы), оказывается в числе победителей.

Эксперты выдвинули кандидатуру Юрия Васькова за то, что «ему удалось сохранить плодотворный для морской отрасли курс на развитие Одесского порта», «за активную позицию в вопросах портовой реформы, инициирование роста объемов трансшипмента и принятия Закона «О контейнерных перевозках в Украине», за «высокий интеллектуальный рейтинг, глубокие профессиональные знания в области организации контейнерных перевозок и взаимодействия с таможенными органами», «за увеличение грузооборота порта в 2011 году», «выполнение плана в кризисных условиях», за то, что «активно и успешно работает над улучшением нормативной документации для работы не только порта, но и всей морской отрасли».

Эксперты выдвинули кандидатуру Николая Павлюка «за несгибаемую позицию в отстаивании интересов предприятия и отрасли», «героическое сопротивление беспределу властей», «за то, что смог достойно выйти из сложной ситуации, обеспечить назначение Ю. Васькова и сохранить влияние над портом», «в неоднозначной ситуации не только сумел «сохранить лицо», но и обеспечить перспективы стабильного развития ОМТП», за то, что он «неоспоримый лидер и авторитет своего коллектива и всех профессионалов портового бизнеса не только в нашей стране», за то, что «он, продолжатель плеяды выдающихся предыдущих руководителей, был борец со случайными людьми в министерских креслах и вечным придумщиком новых строек».

Как отметил один из экспертов, «даже был период охлаждения к нему, который бывает всегда в настоящих отношениях между людьми. То, что произошло в прошлом году, сделало его не слабее, а еще сильнее. Вечный он какой­то…».

На втором месте оказался директор Департамента госполитики в области морского и речного транспорта Мининфраструктуры Украины Вла­димир Севрюков — 24 голоса.

Эксперты отметили кандидатуру Владимира Севрюкова «за мудрость», «за работу по реорганизации управления отраслью», «за проведение политики единства в отрасли», за то, что «опытный специалист в морской отрасли, своей работой способствует выполнению первоочередных задач по решению проблемных вопросов отрасли, увеличению объемов грузооборота портов, а также выполнению Украиной международных обязательств», «за настойчивость и умелую работу при подготовке закона Украины о морских портах», «за создание казенного предприятия «Морская поисково­спасательная служба», в общем, «когда у руля специалист и профессионал — это здорово».

Как отметил один из экспертов, «за то, что свой, из отрасли, и это плюс власти, что не побоялась такого назначения. А как получится у него эта роль реформатора, скоро, наверное, узнаем. Тут или пан или пропал. Не позавидуешь ему».

Третье место занял начальник морского торгового порта Южный Алек­сандр Лагоша — 11 голосов.

Его отмечали «за сохранение потенциала развития порта, стабильные показатели в работе», «за реальные практические шаги к созданию современного конкурентоспособного глубоководного порта в Украине», «за перевыполнение плановых заданий, наибольший уровень заработной платы работников порта в отрасли», «за рекордную грузоперевалку».

На четвертом месте два человека — генеральный директор компании «Ни­бу­лон» Алексей Вадатурский и и.о. начальника Ялтинского порта (в 2011 году — начальник Керченского МТП) Александр Котовский — по 8 голосов.

Алексея Вадатурского эксперты отметили «за вклад в привлечение инвестиций в развитие морехозяйственного комплекса Украины», за «очень крупные инвестиции в развитии водного транспорта путем строительства элеваторов, флота для перевозки зерна, специализированных буксиров», за то, что «в непростых условиях руководитель «Нибулона» сумел продолжить осуществление программы развития речного судоходства».

Александра Котовского эксперты отметили «за профессионализм и стойкость», «за рекордные показатели Керченского МТП в 2011 году, которые позволили порту претендовать на памятный знак «Золотая тонна».

На пятом месте (6 голосов) оказался и.о. директора Морской поисково­спасательной службы Виктор Сударев.

Эксперты отметили его «за подготовку и создание МПСС», «за предприимчивость и пробивные способности, позволившие сделать важный шаг для формирование эффективной системы поиска и спасения на море».

На шестом месте (5 голосов) — первый заместитель начальника порта Октябрьск (в 2011 году — начальник порта Октябрьск) Виталий Крапива.

Эксперты отметили его «за стабильность и профессионализм», за «высокие профессиональные, деловые качества и авторитет в отрасли», «хорошую многолетнюю работу в портовом хозяйстве страны».

На седьмом месте (по 4 голоса) оказались сразу четыре человека — директор ГП «Дельта­лоцман» Александр Голодницкий, гендиректор компании «Бруклин­Киев» Юрий Губанков, начальник Измаильского МТП (в 1987—2011 годах) Валентин Котельный и гендиректор компании «ТИС» Андрей Ставницер.

Александра Голодницкого эксперты отметили «за реализацию проекта по приобретению флотилии спасательных катеров, практические результаты в работе по усовершенствованию систем управления движения судов в разных регионах страны, начало создания речных информационных систем», «за продолжительную, стабильную, успешную работу предприятия».

Юрия Губанкова эксперты отметили «за успешное развитие перегрузочных мощностей в Одесском порту», «за инициативность, деловую хватку, контактность, успешность в работе».

Валентина Котельного эксперты отметили «за высокий профессионализм», «многолетнюю успешную работу предприятия».

Андрея Ставницера эксперты отметили «за выполнение работ совместно с Одесской железной дорогой по строительству второго главного пути на перегоне от разъезда 18 км до путевого поста 24 км, что позволило увеличить пропускную способность участка Черноморская — Береговая», «за создание и открытие первой очереди контейнерного терминала «ТИС» с двумя причалами общей длиной 480 м и мощностью 400 тыс. ТЕU», «за эффективную инвестиционную политику».

Лица, занявшие в рейтинге первые три места, награждаются памятным знаком «Человек года на водном транспорте Украины­2011» (учрежден издательством «Порты Украины» и информационно­аналитическим центром «BlackSeaTrans»).

 

«Золотая тонна»

Одной из престижнейших наград, вручаемых в ходе проведения На­цио­наль­ного морского рейтинга Украины, является памятный знак «Золотая тонна», которым удостаивается предприятие, достигшее рекордного в своей истории грузооборота. Этот знак был учрежден редакцией журнала «Порты Украины» и ассоциацией «Укрпорт».

В 2011 году два морских торговых порта получили право на эту награду. Керченский морской торговый порт увеличил свои рекордные показатели по грузообороту 2007 года на 1361,6 тысячи тонн, всего в 2011 г. перевалено 6273,2 тысячи тонн.

А порт Южный сумел превысить свои рекордные показатели по грузообороту 2008 года на 941,2 тысячи тонн, до 22639,1 тысячи тонн.

Таким образом, оба порта завоевали право на получение памятного знака «Золотая тонна».

Стоит напомнить, что по итогам 2010 года лишь один порт (Октябрьск) получил знак «Золотая тонна». Если сложить вместе рекордные показатели, достигнутые морскими торговыми портами в разные годы, то получится впечатляющая цифра грузооборота — более 164 млн тонн.

 

«Абсолютный рост­ 2011»

В этой номинации определяются лидеры среди портов и терминалов страны по показателю абсолютного прироста грузооборота.

Победителем в номинации «Аб­со­лют­ный рост­ 2011» среди государственных предприятий стал морской торговый порт Южный — плюс 4418,5 тыс. тонн к показателям 2010 года.

На втором месте Николаевский морской торговый порт — плюс 1425,4 тыс. тонн.

На третьем месте Керченский морской торговый порт — плюс 1414,2 тыс. тонн.

Стоит напомнить, что в 2009 году 16 из 18 морских торговых портов снизили уровень своего грузооборота по сравнению с предыдущим годом. В 2010 году ситуация несколько улучшилась: нарастили уровень своего грузооборота уже 8 портов из 18, а в 2011 году нарастили грузооборот уже 10 портов.

Определены также победители в номинации «Абсолютный рост­ 2011» среди прочих стивидорных предприятий.

Первое место заняла группа компаний «ТИС» (Южный), которая нарастила объемы грузоперевалки на 4903 тыс. тонн. На втором месте группа компаний «Брук­лин­Киев» (Одесса) — рост на 2027,3 тыс. тонн.

На третьем месте компания «Ник­мор­сер­вис» (Николаев) — рост на 1004,9 тыс. тонн.

Все эти предприятия награждаются памятным знаком «Абсолютный рост­2011».

«Темпы роста ­2011»

Победителями номинации становятся предприятия, добившиеся самого высокого годового темпа роста грузооборота (в %). Рейтинг проводится среди двух категорий предприятий: государственных морских торговых портов (переработавших не менее 0,5 млн тонн в году) и прочих стивидорных компаний (отбор идет среди 30 крупнейших).

В категории государственных предприятий победителем стал Ев­па­то­рий­ский морской торговый порт, который нарастил грузооборот на 47,5 % к показателям 20010 года.

Второе место занял Керченский морской торговый порт, который нарастил грузооборот на 29,1%.

Третье место — Херсонский морской торговый порт, который нарастил грузооборот на 24,7 % к показателям 2010 года.

Памятный знак для категории государственных предприятий учрежден издательством «Порты Украины» и ассоциацией «Укрпорт».

Среди 30 крупнейших стивидорных компаний Украины по итогам 2010 года наиболее высоких темпов роста грузооборота добились:

Первое место — «Никморсервис» (Николаев) — рост на 276,0 %.

Второе место — ООО «Бориваж» (Южный) — рост на 178,5 %.

Третье место — «Гринтур – Экс» (Николаев) — рост на 62,2%.

Памятный знак для категории негосударственных стивидорных компаний учрежден издательством «Порты Украины» и ИАЦ «BlackSeaTrans».

Все названные компании стали призерами «Национального морского рейтинга Украины­2010» в номинации «Темпы роста­2010».

 

40 крупнейших

В рейтинге 40 крупнейших портов и терминалов Украины по грузообороту, достигнутому в 2011 году, произошли заметные изменения по сравнению с результатами 2010 года.

Впервые на четвертое место вышла группа компаний «ТИС», отодвинув Ильичевский МТП на пятое место.

На четыре позиции поднялись: до 13 места — Херсонский МТП, до 19 места — Евпаторийский МТП, до 23 места — Запорожский речной порт. На три позиции поднялись: до 11 места — Феодосийский МТП, до 18 места — Киевский речной порт, до 21 места — Ильичевский морской рыбный порт, до 30 места — «СРЗ» (Мариуполь).

Вошли в число 40 крупнейших портов и терминалов по грузообороту: «Бориваж» (24 место), Новокаховский речной порт (37 место), «Шакуда инвест» (38 место), Ялтинский порт (40 место).

С 13 на 26 место откатился нефтетерминал «Пивденный» («Укртранснафта»), который, кстати, в 2009 году входил в шестерку крупнейших портов и терминалов в Украине. С 18 до 29 места опустилась компания «ТИС­Крым».

На шесть позиций до 17 места опустился в рейтинге «Нибулон», на пять позиций до 35 места ­ Херсонский речной порт.

26 портов и терминалов (из первых 40­а) нарастили свой грузооборот в 2011 году, а уменьшили его 14 портов и терминалов (по итогам 2010 года их соотношение было примерно равно: соответственно 21 и 19).

 

Доля частного сектора

Как видно из приведенной ниже таблицы № 2, в Украине насчитывается 53 негосударственных предприятия, которые в 2011 году осуществляли перевалку грузов и отчитывались за нее самостоятельно.

В то же время есть значительное число негосударственных стивидорных компаний, которые вели в 2011 году перевалку грузов, но цифры, характеризующие эту перевалку, попали в статистику государственных портов, на причалах которых велись эти работы. Частные стивидоры при этом работали на условиях заключенных с портами договоров об аренде, совместной деятельности или других.

В целом же место негосударственного сектора в портовом хозяйстве Украины иллюстрирует таблица № 1. Она показывает, что в Украине на собственных или чужих причалах в 2011 году работали 75 негосударственных стивидорных компаний, которые совместно перевалили 80,33 млн тонн грузов. Это 49,1 % от совокупного грузооборота всех портов и терминалов страны. Для сравнения в 2010 году доля 67 негосударственных стивидорных компаний, которые совместно перевалили 70 млн тонн грузов, составляла 44,8 %.

 

 

Достижения года 2011

Место Достижения Число
голосов

1

Начало работы в контейнерном режиме контейнерного терминала компании «ТИС»

25

2

Начало портовой реформы и принятие закона о морских портах

19

3

Рост грузооборота в портах, несмотря на кризис

по 6

Создание Департамента госполитики в области морского и речного транспорта Мининфраструктуры Украины
Создание Морской поисково-спасательной службы

4

Успешное развитие мощностей компании «Бруклин-Киев»

4

 

 

Список экспертов (75 человек),
привлеченных для опроса

А. Антонов, капитан Одесского МТП; А. Арбузов, обозреватель газеты «Комментарии»; Н. Барский, председатель Федерации морских профсоюзов Украины; В. Борисенко, генеральный директор ассоциации «Укрпорт»; О. Бронецкая, генеральный директор ЧГМА «Инфлот»; Ю. Васьков, начальник Одесского МТП; В. Ведутов, директор ГП «Ин­фор­мацион­но-аналитический центр морского и речного транспорта»; Н. Верещака, начальник ГП «Укрводпуть»; В. Войниченко, финансовый директор компании «Вернал»; В. Волошин, директор ГП «Агентство морской безопасности»; О. Георгиев, экс-зам. начальника по экономике Измаильского порта; И. Гибадуллин, генеральный директор ЗАО «Южмормонтаж»; И. Горобец, зам. директора Департамента госполитики в области морского и речного транспорта Мининфраструктуры Украины; А. Голодницкий, директор ГП «Дельта-лоцман»; Ю. Губанков, генеральный директор компании «Бруклин-Киев»; А. Диордиев, генеральный директор «Одесской сахарной компании»; А. Егоров, вице-президент ассоциации «Укрпорт»; А. Еременко, зам. начальника Ильичевского МТП по экономике; В. Зайков, председатель профсоюза Одесского МТП; И. Завизион, директор Херсонского речного порта; В. Зубков, зам. председателя Федерации работодателей транспорта Украины; В. Иванов почетный президент ассоциации «Укрпорт»; В. Ильин, главный экономист МПСС; К. Ильницкий, главный редактор журнала «Порты Украины»; В. Кайда, почетный работник УДП; Ю. Канашевский, начальник грузового бюро УкрНИИМФ; В. Капацына, председатель Днепробугской ассоциации морского бизнеса; К. Карнаух, начальник Бердянского МТП; В. Керусенко, директор института «Речтранспроект»; В. Касапчук, зам. министра транспорта и связи Украины в 2004—2005 гг. и в 2006—2008 гг.; В. Кисловский, зам. генерального директора «Первой грузовой компании в Украине»; Н. Ковирниченко, директор Керченской паромной переправы; В. Котельный, начальник Измаильского МТП в 1987—2011 гг.; А. Котовский, и.о. начальника Ялтинского МТП; Ю. Крук, народный депутат, зам. председателя комитета ВР Украины по вопросам транспорта и связи; С. Крыжановский, председатель Укрморречфлота в 2010—2011 гг.; А. Кузьменко, директор контейнерного терминала компании «ТИС»; О. Кутателадзе, председатель правления компании «ТИС»; И. Ландер, генеральный директор компании «СМТ Южный»; И. Левицкий, главный советник генерального директора Укрзализныци; С. Лесник, директор УкрНИИМФа; Ю. Лысаковский, главный редактор информационного портала «Транспортный бизнес»; А. Ляшенко, зам. начальника Госфлотинспекции Украины; П. Мавриди, главный инженер Скадовского МТП; Н. Маковецкий, начальник пассажирского терминала Одесского МТП; В. Марков, и.о. начальника ГСК «ЧМП»; А. Махов, первый зам. начальника Ренийского МТП; С. Мелащенко, генеральный секретарь Международной ассоциации БИНСА; И. Морозова, ректор ОНМУ; А. Нагирный, советник премьер-министра Украины; С. Недяк, генеральный директор компании «СМТ Лтд»; С. Никулин, директор «ЧерноморНИИпроекта»; А. Ницевич, управляющий партнер «Международной юридической службы»; Ю. Овсянников, советник генерального директора компании «Новотех-терминал»; С. Полиненко, генеральный директор компании «Южтехсервис»; М. Постан, зав. кафедрой менеджмента и маркетинга ОНМУ; Е. Прусова, зам. директора Департамента госполитики в области морского и речного транспорта Мининфраструктуры Украины; В. Работнёв, зам. министра транспорта и связи в 2008—2009 гг.; В. Репетей, зам. директора ГП «Дельта-лоцман»; А. Росинский, начальник Мариупольского МТП; В. Севрюков, директор Департамента госполитики в области морского и речного транспорта Мининфраструктуры Украины; С. Сечкин, и.о. начальника Белгород-Днестровского порта; С. Симоненко, начальник «Госгидрографии»; Г. Скворцов, президент Ассоциации «Укрпорт»; А. Ставницер, генеральный директор компании «ТИС»; О. Сташкевич, генеральный директор компании «Новотех-терминал»; В. Сударев, и.о. директора Морской поисково-спасательной службы; П. Титиевский, генеральный директор компании «Транс-сервис»; И. Тихонов, зам. директора Укрморречфлота; И. Токман, исполнительный директор BASPA; В. Торский, секретарь отделения Морского института Великобритании в Украине; П. Хлыцов, зам председателя Одесской облгосадминистрации; Л. Чайковский, капитан МТП Южный; С. Черников, директор компании-оператора зернового комплекса «Укрэлеватортранс»;
В. Якимов, зам. председателя правления — производственный директор ПАО «Ильичевсквнештранс».

 

 

Неудачи года 2011

Место Неудача Число
голосов

1

Кадровая чехарда, сопровождаемая возбуждениями уголовных дел и арестами руководителей предприятий

34

2

Ликвидация Укрморречфлота и развал системы управления воднотранспортной отраслью

19

3

Вето на принятый парламентом закон о морских портах Украины

13

 

 

Лауреаты номинации «Человек года  на водном транспорте Украины-2011»

Место  Фамилия Число голосов

1

Юрий ВаськовНиколай Павлюк

по 27

2

Владимир Севрюков

24

3

Александр Лагоша

11

4

Алексей Вадатурский,Александр Котовский

по 8

5

Виктор Сударев

6

6

Виталий Крапива

5

7

Александр ГолодницкийЮрий Губанков

Валентин Котельный

Андрей Ставницер

по 4

 

 

Рекорды грузооборота в морских торговых портах Украины, тыс т.

Порты Рекордный
грузооборот
Год рекорда Грузооборот
в 2011

1

Одесский

34562,2

2008

25607,5

2

Южный

22639,1

2011

22639,1

3

Мариупольский

17403,3

2007

15053,9

4

Ильичевский

19864

1985

13530,2

5

Николаевский

9254,5

2008

8629,8

6

Керченский

6273,2

2011

6273,2

7

Измаильский

7351,9

1988

4951,2

8

Феодосийский

11067,2

2003

3920,1

9

Херсонский

4680

1975

2926,2

10

Бердянский

3454

1985

2425,9

11

Октябрьск

2475,1

2010

2425,0

12

Евпаторийский

3721

1991

1793,8

13

Ренийский

10553

1989

1599,3

14

Белгород-Днестровский

2173

1982

994,8

15

Скадовский

3770

1990

375,8

16

Севастопольский

480

1989

372,2

17

Ялтинский

980,5

1988

171,3

18

Усть-Дунайский

3746

1989

27,5

Всего

164448,0

113716,8

 

ИАЦ «BlackSeaTrans».

 

 

Рейтинг МТП Украины по абсолютному росту грузооборота в 2011 году

Порты 2011 2010 Рост, тыс. т

1

Южный

22639,1

18220,6

4418,5

2

Николаевский

8629,8

7204,4

1425,4

3

Керченский

6273,2

4859

1414,2

4

Одесский

25606,2

24700,8

905,4

5

Феодосийский

3920,1

3180,6

739,8

6

Херсонский

2926,4

2347,2

579,2

7

Евпаторийский

1793,8

1216,2

577,6

8

Бердянский

2425,9

2197,5

228,4

9

Ялтинский

171,3

106,2

65,1

10

Ренийский

1599,8

1587,4

12,4

 

 

Рейтинг по абсолютному приросту грузооборота за 2011 год
у негосударственных стивидорных компаний, работавших как на частных терминалах , портах, так и в государственных МТП
(в том числе и по договорам о совместной деятельности), тыс. т

Компании 2011 2010 Прирост

1

Группа «ТИС» (Южный)1

17166

12263

4903

2

Группа «Бруклин-Киев» (Одесса)

5307,90

3280,6

2027,3

3

«Никморсервис» (Николаев)

1369,0

364,1

1004,9

4

«Олимпэкс Купе» (Одесса)

2303,7

1587,6

716,1

5

«Бориваж» (Южный)

1120,9

406,8

714,1

6

Днепро-Бугский порт (Николаевский ГЗ)

5245,0

4550,0

695

7

Ильичевский рыбный порт

1500,5

1088,2

412,3

8

«Киевский речной порт», ЗАО

1917,7

1556,9

360,8

9

«Запорожский речной порт», ДП АСК «Укрречфлот»

1329,0

974,3

354,7

10

«Авлита», ЗАО (Севастополь)

3607,6

3271,9

335,7

11

«Европейская транспортная стивидорная компания» (Николаев)

1066,0

740,0

326

12

«ГПК-Украина» (Одесса)

3515,7

3190,3

325,4

13

Гринтур-Экс (Николаев)

661,0

407,3

253,7

14

«Ника-Тера», ЗАО (Николаев)

4722,0

4474,5

247,5

15

«Южная стивидорная компания» (Николаев)

803

606,2

196,8

16

«Металзюкрайн» (Одесса)

1292,4

1101,2

191,2

17

Ильичевский СРЗ
(«Ильичевский зерновой терминал»)

1412,3

1227,7

184,6

18

«Никмет-терминал» (Николаев)

1712,0

1573,1

138,9

19

«СРЗ» (Мариуполь)

752,3

655,7

96,6

20

«Новолог» (Одесса)

1719,0

1633,5

85,5

21

Стивидорная инвестиционная компания (Николаев)

981,0

938,5

42,5

22

«Кременчугский речной порт», ОАО

695,1

660,6

34,5

 

1 С учетом 3468 тыс. тонн, переработанных на 17-м причале МТП Южный, которые вошли в статистику порта

 

 

Рейтинг МТП Украины по темпам роста грузооборота в 2011 году1

Порты 2011 2010 % к 2010

1

Евпаторийский

1793,8

1216,2

147,5

2

Керченский

6273,2

4859,0

129,1

3

Херсонский

2926,4

2347,2

124,7

4

Южный

22639,1

18220,6

124,3

5

Феодосийский

3920,1

3180,6

123,3

6

Николаевский

8629,8

7204,4

119,8

7

Бердянский

2425,9

2197,5

110,4

8

Одесский

25606,2

24700,8

103,7

9

Ренийский

1599,8

1587,4

100,8

 

1 Ялтинский МТП нарастил грузооборот на 61,3 %, но не попал в таблицу по условиям рейтинга

 

Рейтинг негосударственных стивидорных компаний Украины (из 30 крупнейших) по темпам роста грузооборота в 2011 году1

Компании 2011 2010 % к 2010

1

«Никморсервис» (Николаев)

1369,0

364,1

376,0

2

«Бориваж» (Южный)

1120,9

406,8

275,5

3

Гринтур-Экс (Николаев)

661,0

407,3

162,2

4

Группа «Бруклин-Киев» Одесса)

5307,90

3280,6

161,8

5

«Олимпэкс Купе» (Одесса)

2303,7

1587,6

145,1

6

«Европейская транспортная
стивидорная компания» (Николаев)

1066,0

740,0

144,0

7

Группа «ТИС» (Южный)1

17166,0

12263,0

139,9

8

Ильичевский рыбный порт

1500,5

1088,2

137,9

9

«Запорожский речной порт»,
ДП АСК «Укрречфлот»

1329,0

974,3

136,4

10

«Южная стивидорная компания» (Николаев)

803,0

606,2

132,4

11

«Киевский речной порт», ЗАО

1917,7

1556,9

123,2

13

«Металзюкрайн» (Одесса)

1292,4

1101,2

117,4

14

Днепро-Бугский порт (Николаевский ГЗ)

5245,0

4550,0

115,3

15

Ильичевский СРЗ
(«Ильичевский зерновой терминал»)

1412,3

1227,7

115,0

16

«СРЗ» (Мариуполь)

752,3

655,7

114,7

17

«Авлита», ЗАО (Севастополь)

3607,6

3271,9

110,3

18

«ГПК-Украина» (Одесса)

3515,7

3190,3

110,2

19

«Никмет-терминал» (Николаев)

1712,0

1573,1

108,8

20

«Ника-Тера», ЗАО (Николаев)

4722,0

4474,5

105,5

21

«Новолог» (Одесса)

1719,0

1633,5

105,2

22

«Кременчугский речной порт», ОАО

695,1

660,6

105,2

23

Стивидорная инвестиционная компания
(Николаев)

981,0

938,5

104,5

 

1 У 7 компаний из 30 крупнейших наблюдался не рост, а падение грузооборота

 

 

 

Рейтинг 40 крупнейших портов и терминалов Украины по грузообороту, достигнутому в 2011 году (по данным статотчетности), тыс. т

Порт, терминал, причал 2011 2010 % к 2010

1 (1)1

Одесский МТП

25606,2

24700,6

103,7

2 (2)

Южный МТП2

22639,1

18220,6

124,3

3 (3)

Мариупольский МТП

15053,9

15934,8

94,5

4 (5)

«ТИС»3

13698,0

9815,1

139,5

5 (4)

Ильичевский МТП

13532,0

15089,3

89,7

6 (6)

Николаевский МТП

8629,8

7204,4

119,8

7 (8)

Керченский МТП

6273,2

4859,0

129,1

8 (9)

Днепро-Бугский порт
(Николаевский глиноземный завод)

5245,0

4550,0

115,3

9 (7)

Измаильский МТП

4951,2

6633,1

74,6

10 (10)

«Ника-Тера», ЗАО

4722,0

4474,5

105,5

11 (14)

Феодосийский МТП

3920,1

3180,6

123,3

12 (12)

«Авлита», ЗАО

3607,6

3271,9

110,3

13 (17)

Херсонский МТП

2926,2

2345,3

124,8

14 (15)

Севастопольский МРП

2647,5

2815,7

94,0

15 (19)

Бердянский МТП

2425,9

2197,8

110,4

16 (16)

Октябрьск, СМП

2425,0

2475,1

98,0

17 (11)

«Нибулон», ООО

2387,2

3482,0

68,6

18 (21)

«Киевский речной порт», ЗАО

1917,7

1556,9

123,2

19 (23)

Евпаторийский МТП

1793,8

1216,2

147,5

20 (20)

Ренийский МТП

1599,3

1587,1

100,8

21 (24)

Ильичевский МРП

1500,5

1088,2

137,9

22 (22)

«Ильичевский СРЗ», ООО

1412,3

1227,7

115,0

23 (27)

«Запорожский речной порт»,
ДП АСК «Укрречфлот»

1329,0

974,3

136,4

24

«Бориваж»

1120,9

406,8

275,5

25 (25)

Белгород-Днестровский МТП

994,8

1049,5

94,8

26 (13)

«Укртранснафта» (нефтетерминал «Пивденный»)

988,8

3219,9

30,7

27 (26)

«Трансбункер Южный», ДП

933,2

987,2

94,5

28 (29)

Керченский МРП

887,9

740,2

120,0

29 (18)

«ТИС-Крым»

817,2

2216,0

36,9

30 (33)

«СРЗ», ООО (Мариуполь)

752,3

655,7

114,7

31 (28)

«Днепропетровский речной порт»,
ДП АСК «Укрречфлот»

711,8

905,6

78,6

32 (32)

«Кременчугский речной порт», ОАО

695,1

660,6

105,2

33 (34)

Николаевский речной порт

580,9

479,1

121,2

34 (35)

«Терминал» («Укрпищесбытсырье»)

560,0

452,3

123,8

35 (30)

«Херсонский речной порт», ДП АСК «Укрречфлот»

545,5

712,7

76,5

36 (37)

Скадовский МТП

375,8

400,3

93,9

37

«Новокаховский речной порт», ОАО

346,1

258,2

134,0

38

«Шакуда инвест», ООО

345,5

8,4

4113,1

39 (38)

Металлургический комбинат «Азовсталь», ОАО

288,1

339,9

84,8

40

Ялтинский МТП

171,3

106,2

161,3

Всего

161659,0

152486,7

106,0

 

1 В скобках место, занятое в 2010 году.

2 С учетом 3468 тыс. тонн, переработанных на 17-м причале МТП Южный компанией «ТИС-Минудобрения»

3    Без учета 3468 тыс. тонн, переработанных на 17-м причале МТП Южный, которые вошли в статистику порта

По данным Госстата и ИАЦ «BlackSeaTrans»

 

Таблица 1

Рейтинг по грузообороту за 2011 год негосударственных стивидорных компаний, работавших как на частных терминалах, в портах, так и в государственных МТП (в том числе и по договорам о совместной деятельности), тыс. т1

Компании

2011

2010

% к 2010

1(1)2

Группа «ТИС» (Южный)3

17166

12263

139,9

2 (2)

«Синтез Ойл» (Одесса)

6349,6

6856,1

92,6

3 (8)

Группа «Бруклин-Киев» Одесса)4

5307,90

3280,6

161,8

4 (3)

Днепро-Бугский порт
(Николаевский ГЗ)

5245,0

4550,0

115,3

5 (4)

«Ника-Тера», ЗАО (Николаев)

4722,0

4474,5

105,5

6 (6)

«Авлита», ЗАО (Севастополь)

3607,6

3271,9

110,3

7 (7)

«ГПК-Украина» (Одесса)

3515,7

3190,3

110,2

8 (5)

«Нибулон», ООО (Николаев)

2387,2

3482,0

68,6

9 (12)

«Олимпэкс Купе» (Одесса)

2303,7

1587,6

145,1

10 (14)

«Киевский речной порт», ЗАО

1917,7

1556,9

123,2

11 (10)

«Новолог» (Одесса)

1719,0

1633,5

105,2

12 (13)

«Никмет-терминал» (Николаев)

1712,0

1573,1

108,8

13 (18)

Ильичевский рыбный порт

1500,5

1088,2

137,9

14 (15)

Ильичевский СРЗ («Ильичевский зерновой терминал»)

1412,3

1227,7

115,0

15 (33)

«Никморсервис» (Николаев)

1369,0

364,1

376,0

16 (20)

«Запорожский речной порт»,
ДП АСК «Укрречфлот»

1329,0

974,3

136,4

17 (17)

«Металзюкрайн» (Одесса)

1292,4

1101,2

117,4

18 (11)

«Югторсан» (Севастополь)

1251,3

1608,0

77,8

19 (27)

«Бориваж» (Южный)

1120,9

406,8

275,5

20 (23)

«Европейская транспортная
стивидорная компания» (Николаев)

1066,0

740,0

144,0

21 (21)

Стивидорная инвестиционная
компания (Николаев)

981,0

938,5

104,5

22 (19)

«Трансбункер-Южный»

933,2

987,2

94,5

23 (16)

«Новотех-терминал» (Одесса)

929,5

1136,1

81,8

24

Керченский морской рыбный порт

887,9

740,2

120,0

25 (9)

«ТИС-Крым»

817,2

2216,0

36,9

26 (29)

«Южная стивидорная компания» (Николаев)

803

606,2

132,4

27 (28)

«СРЗ» (Мариуполь)

752,3

655,7

114,7

28 (22)

«Днепропетровский речной порт», ДП АСК «Укрречфлот»

711,8

905,6

78,6

29 (26)

«Кременчугский речной порт», ОАО

695,1

660,6

105,2

30 (32)

Гринтур-Экс (Николаев)

661,0

407,3

162,2

31 (30)

Николаевский речной порт
ДП АСК «Укрречфлот»

580,9

479,1

121,2

32 (31)

«Укрпищесбытсырье» (Николаев)

560,0

452,3

123,8

33 (24)

«Херсонский речной порт»,
ДП АСК «Укрречфлот»

545,5

712,7

76,5

34 (36)

«Хим Ойл Транзит» (Ильичевск)

440,0

340,0

149,6

35 (39)

Новокаховский речной порт

346,1

258,2

134,0

36 (63)

«Шакуда-Инвест»

345,5

8,4

4113,1

37 (35)

«Азовсталь» (Мариуполь)

288,1

339,9

84,8

38 (34)

«УНСК» (Одесса)

245,7

363,9

67,5

39 (46)

«Рени-Лайн» (Рени)

230,0

120,0

276,0

40 (40)

«Днипро Карго» (Херсон)

225,0

244,0

92,2

41 (42)

Одесский портовый холодильник

205,7

200,8

102,4

42 (43)

«Транссервис» (Одесса)

164,6

187,6

87,7

43 (38)

«Ильичевский топливный
терминал»

142,3

302,9

47,0

44

«Новая Хортица», ООО (Бердянск)

136,1

0

0

45 (44)

Терминал ХСЗ (Херсон)

133,2

129,9

102,5

46 (48)

«Паллада» СРЗ (Херсон)

130,5

112,3

116,2

47 (49)

АБС, зерновой терминал (Керчь)

129,4

104,6

123,7

48 (50)

«Агроконтракт»

120,5

69,5

173,4

49 (41)

«ОППК» (Одесса)

120,4

242,5

49,6

50 (52)

«Приста-Ойл» (Одесса)

113,1

61.3

184,5

51 (25)

«Днепро-Бугский морской
терминал», ООО

108,0

699,9

15,4

52 (47)

Днепродзержинский речной порт

104,2

118,2

88,2

53 (45)

«Гермес-Ойл»

76,4

123,0

62,1

54

«Акватория порт», ООО

69,1

0

0

55 (51)

«Сисайд Украина» (Южный)

66,4

69,1

96,1

56 (57)

«Перспектива-Самара»

44,1

18,4

239,7

57 (60)

Зернопорт «Мишурин Рог»

37,6

13,7

274,5

58

«ССВ», ЧП

32,3

3,2

1009,4

59 (53)

«Порт Очаков» (Николаев)

28,0

50,8

55,1

60 (56)

«Морстрой» (Севастополь)

23,5

18,8

125,0

61 (55)

«Аква-стройматериалы»

15,0

21,4

70,1

62 (54)

«Камыш-Бурун» (Керчь)

14,3

25,3

56,5

63 (61)

«Голден Фиш»

11,8

6,1

193,4

64

«Любимовский карьер», ООО

11,1

1,6

693,8

65 (59)

Черкасский речной порт

8,4

15,9

52,8

66

«Днипробетон», ООО

6,5

7,4

87,8

67 (58)

«Акар»

4,3

16,1

26,7

68 (64)

«Бриз»

2,0

2,4

83,3

69 (65)

«Маяк»

1,5

2,2

68,2

70

«Морской колокол», ООО

1,4

0,7

200,0

71 (66)

«Почерк»

0,8

1,2

66,7

72

«Пролив»

0,7

5,3

13,2

73 (67)

«Нафтосервис»

0,1

0,2

50,0

74

РК «Путь Ильича»

0,1

0,1

100,0

75

«ВИК»

0,1

2,7

3,7

Итого

80337,1

70436,85

114,0

1  Фактический грузооборот, обслуженный компаниями, независимо от того, в статистике какого порта он учитывался.

2  В скобках — место в рейтинге 2010 года.

3  С учетом 3468 тыс. тонн, переработанных на 17-м причале МТП Южный компанией «ТИС-Минудобрения»

4    «Бруклин – Киев» — 3628,2 тыс. тонн и «Бруклин—Киев порт» — 1679,7 тыс. тонн

5    Представленный в таблице суммарный грузооборот за 2010 год отличается от того, что был опубликован в прошлогодней таблице, поскольку состав компаний, перерабатывавших грузы в 2011 году, отличается от состава компаний, работавших в 2010-м.

По данным ИАЦ «ВlасkSеаТrаns»

 

 

Таблица № 2

Рейтинг негосударственных портов и терминалов Украины по грузообороту, достигнутому в 2011 году (по данным статотчетности), тыс. т

Порт, терминал, причал

2011

2010

% к 2010

1(1)1

Группа «ТИС»2

13698,0

9815,1

139,5

2 (2)

Днепро-Бугский порт (Николаевский глиноземный завод)

5245,0

4550,0

115,3

3 (3)

«Ника-Тера»

4722,0

4474,5

105,5

4 (5)

«Авлита»

3607,6

3271,9

110,3

5 (4)

«Нибулон»

2387,2

3482,0

68,6

6 (7)

Киевский речной порт

1917,7

1556,9

123,2

7 (9)

Ильичевский МРП

1500,5

1088,2

137,9

8 (8)

Ильичевский СРЗ

1412,3

1227,7

115,0

9 (11)

Запорожский речной порт, ДП АСК «Укрречфлот»

1329,0

974,3

136,4

10

«Бориваж»

1120,9

406,8

275,5

11 (10)

«Трансбункер- Южный»

933,2

987,2

94,5

12 (6)

«ТИС-Крым»

817,2

2216,0

36,9

13 (16)

СРЗ (Мариуполь)

752,3

655,7

114,7

14 (12)

Днепропетровский речной порт,
ДП АСК «Укрречфлот»

711,8

905,6

78,6

15 (15)

Кременчугский речной порт

695,1

660,6

105,2

16 (17)

Николаевский речной порт,
ДП АСК «Укрречфлот»

580,9

479,1

121,2

17 (18)

«Терминал»
(«Укрпищесбытсырье»)

560,0

452,3

123,8

18 (13)

Херсонский речной порт,
ДП АСК «Укрречфлот»

545,5

712,7

76,5

19 (22)

Новокаховский речпорт

346,1

258,2

134,0

20 (40)

«Шакуда-Инвест»

345,5

8,4

4113,1

21 (19)

«Азовсталь»

288,1

339,9

84,8

22 (21)

Ильичевский топливный терминал

142,3

302,9

47,0

23

«Новая Хортица», ООО

136,1

24 (23)

Терминал ХСЗ (Херсон)

133,2

129,9

102,5

25 (26)

«Паллада» СРЗ (Херсон)

130,5

112,3

116,2

26 (27)

АБС, зерновой терминал (Керчь)

129,4

104,6

123,7

27

Черниговский речной порт

127,5

0

0

28(28)

«Агроконтракт»

120,5

69,5

173,4

29

Днепро-Бугский морской терминал

108,0

699,9

15,4

30 (25)

Днепродзержинский речной порт

104,2

118,2

88,2

31 (24)

«Гермес-Ойл»

76,4

123,0

62,1

32

Акватория порт

69,1

33 (29)

«Сисайд Украина»

66,4

69,1

96,1

34 (34)

«Перспектива-Самара»

44,1

18,4

239,7

35 (37)

Зернопорт «Мишурин Рог»

37,6

13,7

274,5

36

«СВВ», ЧП

32,3

3,2

1009,4

37 (30)

Порт Очаков (Николаев)

28,0

50,8

55,1

38 (33)

«Морстрой» (Севастополь)

23,5

18,8

125,0

39 (32)

«Аква-стройматериалы»

15,0

21,4

70,1

40 (31)

Камыш-Бурун (Керчь)

14,3

25,3

56,5

41 (38)

«Голден Фиш»

11,8

6,1

193,4

42

«Любимовский карьер», ООО

11,1

1,6

693,8

43 (36)

Черкасский речной порт

8,4

15,9

52,8

44

«Днепробетон»

6,5

7,4

87,8

45 (35)

«Акар»

4,3

16,1

26,7

46 (41)

«Бриз»

2,0

2,4

83,3

47

«Маяк»

1,5

2,2

68,2

48

«Морской колокол»

1,4

0,7

200

49 (42)

«Почерк»

0,8

1,2

66,7

50 (39)

«Пролив»

0,7

5,3

13,2

51

«ВИК», ООО

0,1

2,7

3,7

52

«Нафтасевис лимитед», ООО

0,1

0,2

50,0

53

«Путь Ильича»

0,1

0,1

100

Всего

48571,1

42914,5

113,2

 

1 В скобках — место в рейтинге 2010 года.

2 Без учета 3468 тыс. тонн, переработанных на 17-м причале МТП Южный, которые вошли в статистику порта

 

Наш комментарий: группа терминалов ТИС также побила свой рекорд 2011 г., так что ждем “Золотую тонну”!

5 людям это понравилось.
Share